 |
ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Комментарий к федеральному закону о бухгалтерском учёте
 Адвокат Сергей Леонидович Мосолкин, Санкт-Петербургская специализированная коллегия адвокатов, АК «Аудит адвокатура» |
Продолжение. Начало в №4 (718) от 23 января 2012 г. – С.14–15; Продолжение в номерах журнала: за 2012 г. №10, №15, №19, №23, №26, №31, №35, №39, №44, №49; за 2013 г. №5, №10, №15, №19, №24, №28, №33, №37, №42, №46, №51; за 2014 г. №6 (821) от 10 февраля 2014 г. – С. 8–9, №12 (827) от 24 марта 2014 г. – С. 8–9. |
Прежде всего, надо извиниться перед читателем за длительный перерыв между предыдущими и нынешними публикациями. Для старой аудитории читателей журнала напомню, что параграф 3 комментария посвящён регулированию бухгалтерского учёта и бухгалтерской деятельности. В последних публикациях были рассмотрены: в разделе 3.3 «Рекомендации в области бухгалтерского учёта», а в разделе 3.4 «Локальные стандарты экономического субъекта». Для новой аудитории читателей поясню, что данный анализ нормативного содержания закона о бухучёте 2011 года основан на сравнительном и историческом методе исследования и соотносится с законом о бухучёте 1996 года. Новый закон действует уже четыре года, и на первый взгляд может показаться, что актуальность в таком сравнении отпала. Однако не надо забывать, что новый закон далёк от совершенства, а для улучшения законов необходимо помнить, что в старом законе было лучше, что новом законе стало лучше, а что стало хуже, что из практики применения старого закона применимо и сейчас, а что нет. Кроме того, данный комментарий принципиально отличается от других комментариев закона, прежде всего структурой и подачей материала. Анализ комментируемого закона написан на основе строго юридического метода исследования, а по структуре – в соответствии с авторским курсом «Бухгалтерское право», в том числе с положениями бухгалтерско-правовой и экономико-правовой теории.
3.5. Планы счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности (продолжение)
по старому закону |
по новому закону |
(продолжение)
|
|
Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета п. 3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают: 5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; п. 4. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. п. 6. План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации. п. 17. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». |
Статья 17. Хранение документов бухгалтерского учета п. 2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. |
|
Интересным представляется ретроспектива общих1 Планов счетов бухгалтерского учёта (период действия которых застал автор данного комментария). Из неё видно, как в названиях планов счетов менялся взгляд регулятора на определение деятельности, предметом которой является бухгалтерский учёт, а также определение в них, говоря языком нового закона (ст. 6 п. 1), «экономических субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт»:
название деятельности, предметом которой является бухгалтерский учёт – производственно-хозяйственная деятельность; финансово-хозяйственная деятельность.
название экономических субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт – предприятия, стройки и хозяйственные организации союзного, республиканского и местного подчинения; предприятия, стройки и хозяйственные организации; объединения, предприятия и организации; предприятия; организации.
Нормативный акт вводящий в действие |
Нормативный акт отменяющий действие |
План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения, утв. Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР 28 сентября 1959 г. (Письмо Минфина СССР от 28.09.1959 № 295 «О Плане счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения») |
Письмо Минфина СССР от 30.05.1968 № 130 «О Плане счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций» |
План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, утв. Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР 30 мая 1968 г. № 130 (Письмо Минфина СССР от 30.05.1968 № 130 «О Плане счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций») |
п. 3 Приказа Минфина СССР от 28.03.1985 № 40 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкции по его применению» |
Продолжение в следующем номере
1 ж. «ПравоИнформ» № 12 (827) от 24 марта 2014 г. – С. 9
Материал опубликован в журнале «ПравоИнформ» № 1 (894), февраль 2016 |